УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Последнего динозавра авиапрома хотят продать китайцам

669
Последнего динозавра авиапрома хотят продать китайцам

В 50-е годы Советский Союз вел секретные разработки сверхэкономичного самолета. За опытный образец был взят планер суперсовременного на тот момент самолета Ил-18. Именно на нем гениальные советские конструкторы опробовали парогенераторную силовую установку. Вкратце схема такова:

В районе второго салона самолета устанавливался паровой котел. В хвосте - парогенератор. Далее все удивительно просто! Вода в котле нагревалась, пар крутил турбину генератора, генератор давал электрический ток, который подавался в свою очередь на электродвигатели, вращавшие пропеллеры. В качестве топлива для нагрева котла с водой использовалась обычная солярка. Но на практике можно было топить практически любым топливом! Например, еще более дешевым торфом! Замкнутый контур - пар, после того как отдавал свою энергию турбине, охлаждался и возвращался в котел - делал эти самолеты чрезвычано эффективными! Дальность полета возрасла до 12 тыс. км! Результат, невиданный для того времени! И это все, буквально, на одной воде... Плюс ко всему такой самолет был прост в обслуживании, отпадала необходимость в квалифицированном наземном персонале.

Кстати, при разработке этой машины парралельно было получено 7 патентов на установку по автоматической загрузке торфа и другого твердого топлива в топку под давлением и было разработано принципиально новое котловое масло с уникальной стойкостью к высоким температурам и вымыванию паром.

Было построено 2 уникальных самолета Ил-18П. Себестоимость их полетов была во много раз меньше, чем у аналогов! Советским правительством уже был подготовлен Указ о запуске Ил-18П в серийное производство, как внезапно произошло ЧП. 14 мая 1962 года во время опытного перелета по маршруту Уренгой - Котлас - Одесса Ил-18П с 28 пассажирами на борту и 5 членами экипажа потерпел аварию. Во время взлета взорвался основной котел самолета. Кубометры пара мгновенно заполнили весь салон. Многие пассажиры были ошпарены раскаленным паром. Однако пилотам удалось посадить самолет на болото неподалеку от уренгойского аэродрома. Чудом обошлось без жертв.

После этого происшествия программа производства Ил-18П была свернута, а ее место заняли проекты дорогих и громоздких самолетов с турбо-винтовыми двигателями...

Потерпевший аварию борт был списан и разрезан на металлолом, а его уникальный брат поставлен в ангар. О применении парогенераторной схемы в авиации на время забыли.

И вот сейчас стало известно, что китайские авиастроители активно работают над созданием такого самолета. Редакции стало известно о контракте, подписанном между китайской фирмой "Дрынь Брынь" и российским ООО "Вторчермет Ивана Таранова". По этому контракту российская фирма продает единственный в мире Ил-18П китайской стороне! Как этот когда-то засекреченный самолет оказался у обычного ООО, еще предстоит выяснить, но уже понятно, что Россия может лишиться еще одной бесценной разработки, которая могла бы стать спасательным кругом для отечественного авиапрома...