УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

А нужен ли Украине такой Артек?

1,8 т.
А нужен ли Украине такой Артек?

Среди сокровищ, доставшихся Украине после распада, СССР оказался едва ли не самый любимый и крупный бриллиант из советской «короны». Бриллиант, который любовно огранивали и полировали едва ли не на протяжении всей истории Союза – знаменитый детский лагерь Артек. К 1991 году это была уже не просто самая крупная в мире детская здравница, но и один из столпов идеологии и даже советской субкультуры. К примеру у «тех кому за 30» словосочетание «счастливое детство» до сих пор тут же ассоциируется со словом «Артек»… Достаточно вспомнить, что любой, более менее приличный детский лагерь официально или неофициально тут же называли «Артеком» - «Молодая Гвардия» в Одессе – «Украинский Артек», «Зубренок» в Белоруссии – белорусский… Сейчас вот, один из претендентов на кресло в Киевсовете обещает создать «Киевский Артек»… «Артеком» стали даже вафли, каша и сорт морковки… Был даже антитезис: «Северные Артеки» - так неофициально именовали ГУЛАГ.

Правда, в последнее время знаменитый лагерь стал более ассоциироваться с широкомасштабным «отмыванием» денег, когда, прикрываясь именем Артека ближайшее окружение бывшего президента Украины умудрилось присвоить сотни миллионов долларов. Но речь не об этом.

Попробуем разобраться для чего собственно понадобилась руководству СССР такая дорогая «игрушка» как Артек (и, соответственно, сравнить с днем сегодняшним). Ведь в Советском Союзе ничто никогда не делалось просто так. И наивно было бы думать, что Артек был создан исключительно ради радости и удовольствия детишек. Ведь с первых дней своего основания в июне 1925 г. Артек стал не просто детским лагерем у моря. Достаточно сказать, что его создание курировал лично заместитель наркома здравохранения РСФСР (замминистра но нынешнему) Зиновий Соловьев. Но, не будем слишком углубляться в историю. Остановимся на более близком отрезке времени.

Уже в 60-е годы, не смотря на то, что Артек являлся Самым Главным пионерским лагерем СССР атмосфера в нем отличалась потрясающей внутренней свободой и, как бы это правильно сказать - «несоветскостью», что ли… Нет, с внешней стороны все было идеологически безукоризненно - красные галстуки, горны-барабаны, профили Ленина…. Но во внутреннее наполнение Артека было абсолютно несоветским. Может, этому поспособствовало придание ему еще в 1958 году статуса «международного». Ну не будешь же демонстрировать преимущества социализма «буржуинским» детям показывая им муштру «винтиков». Опять же, захотят ли эти юные «буржуины» муштроваться вместе с советскими сверстниками?

Есть и другая версия почему власть закрывала глаза на «несоветскость» Артека. Система помимо «винтиков», которые должны были плотно сидеть в отведенном им месте и «не рыпаться» остро нуждалась и в «отвертках». Не в смысле тех, кто эти «винтики» затягивает (для этого ни особого ума, ни таланта не нужно), а в смысле инструментов, которые бы этот общественный механизм могли бы регулировать и модернизировать. А вот у «отверток» уже должна быть не только свобода действия (пусть и относительная), но и умение самостоятельно принимать решения. «Отвертка» - должна уже быть личностью, сто невозможно без внутренней свободы. Да и развивать науку и культуру тоже кому-то нужно было.

В СССР же с безликими «винтиками» и так был перебор - любое «совковое» детское мини-сообщество, формальное - школа, класс, или неформальное – двор, пионерский лагерь строились на стадности и по казарменному принципу жесткой иерархии – «пахан», «приближенные», «шестерки», «шут», «чмырь» (а что еще для формирования знающего свое место «винтика» нужно?). Формально и неформально поощрялась стадность и серость. Выделяться и быть не таким как все, было просто опасно. Выделяющимся была уготована роль «чмыря», в лучшем случае «изгоя»… Сколько талантов из-за этого было похоронено и загублено на корню - одному Богу известно. Что удивительно: «Совка» уже 15 лет как нет и в помине, но эта страшная совковая традиция и ныне здравствует и процветает… Разве что в несколько модернизированной форме.

Но обществу для развития нужны те, кто выделяется. Нужны, словами Стругацких, «желающие странного»

В Артеке же все было наоборот. «Выделение» не только не пресекалось, но и всячески поощрялось.

Об том Артеке наверное лучше всех сказал русский поэт и журналист Дмитрий Быков:

«…Советским, собственно, он не был никогда. Это было отдельное государство, огромное, изолированное от остального мира. Там не было идеологического диктата, дозволялись небывалые вольности, там, в отличие от большинства пионерских лагерей, был комфорт и не было муштры...

Артек был построен для детской элиты – элиты не по праву рождения и родства, а по таланту. Эти дети отбирались очень тщательно: лучшие певцы, лучшие художники, молодые журналисты... Надя Рушева, девочка-вундеркинд, четырнадцатилетняя гениальная художница, попала в Артек и вспоминала эти дни как лучшие в жизни. Да и кто из тогдашних вундеркиндов миновал эту странную детскую страну, Телемскую обитель, где никто никого не угнетал и всякий делал, что захочет? Все-таки советская детская элита вовсе не была насквозь идеологизированной. Это вовсе не были юные карьеристы (хотя и такие случались) – это были просто талантливые дети, которым, как всем талантливым детям, в среде ровесников было непросто. Здесь их умели уважать. С ними работали. Их учили адаптироваться к коллективу, лазить по скалам, плавать в море, - здесь все было для них...»

Скольким талантливым, и просто неординарным детям удалось, благодаря Артеку, сохранить и развить ту Божью искру, даже подсчитать сложно. И речь не только о тех, кто стал всемирно (всесоюзно) знаменит, но и о тысячах и тысячах, кто трудился на благо развития общества по городах и весях 1/6 суши. Уже одно это полностью компенсировало все затраты.

Конечно, среди талантов и «вундеркиндов» хватало и «номенклатурных» да и просто «нужных» деток. Но и для них артековская смена не оставалось бесследной – во многих в Артеке «откапывали» глубоко зарытые еще в младшем школьном возрасте таланты, а если таковых и не было, то хотя бы сеяли в их души зерна идеализма. Потому что без идеализма в душе тоже нельзя строить будущее.

После распада СССР количество детей попавших в Артек по праву таланта все уменьшалось, а попавших по праву родительского кошелька все увеличивалось. Некоторое время Артек жил по инерции, сохраняя традиции и дух. Но с каждым последующим годом это становилось делать все труднее. Попробуйте повоспитывать 14-15 летних недорослей, которые приезжают с установкой «деньги уплочены, - развлекайте-ка меня!». Но артековская педагогика умудрялась «переварить» даже подобный контингент и привить этим детям то, что называется расхожим словосочетанием «общечеловеческие ценности». Но, увы, несмотря на все усилия, год от года духовный и культурный провинциализм все сильнее захватывал бывшую Детскую Столицу. Особенно это стало заметно в последний год, когда внутренняя деградация стала едва ли не обвальной. Еще бы – политика нового руководства лагеря строится на том, что нужно отбросить все старое, и ориентироваться на лучшие европейские методики. Звучит красиво. Но… Но Артек давно входит в International Camping Fellowship – самую авторитетную организацию объединяющую лучшие детские лагеря мира. На Токийском конгрессе ICF в 2000 году именно за методики Артек получил высшую награду ICF – Диплом Эббота. При этом, это был первый случай за всю историю этой организации когда Дипломом наградили целый лагерь, а не отдельно взятого человека. В этом ключе ориентироваться на лучшее Западное, для Артека означает значительно понижать свой уровень. Что и происходит. Да и с “ориентацией на Европу”, мягко говоря, не сложилось…

Вторая, самая явная функция Артека в СССР, лежащая на поверхности - это пропагандистско-рекламная. Почти сразу же после его создания Артек начинают преподносить, как своеобразную витрину «счастливого детства в СССР» и олицетворение заботы страны о подрастающем поколении. И делалось это не просто целенаправленно и массировано (даже в букварях буква «А» иллюстрировалась Артеком). Для этого задействовались довольно талантливые и неординарные личности. Достаточно сказать что уже в 1926 году, по договору со Всеукраинским фотокиноуправлением Владимир Маяковский (!) пишет сценарий художественного фильма об Артеке (напомним, к тому времени лагерь состоял всего лишь из 4 армейских брезентовых палаток). Задолго до того, как Артек станет международным, в сценарии уже фигурируют дети из разных стран… Фильм выйдет на экраны в 1928 году. И это было начало. Далее будут сотни художественных и документальных фильмов, книг, песен, не говоря уже о тысячах газетных и журнальных публикаций.

Уже в 20-е годы в Артек старались затащить любого более-менее значимого иностранца попавшего в Крым. А, начиная с конца 50-х, посещение советского пионерского лагеря №1 стал едва ли не обязательным пунктом в программах официальных и неофициальных визитов высоких гостей в СССР. Количество президентов-премьеров-спикеров-королей-императоров-принцев и VIP-персон рангом пониже побывших в «Артеке» трудно даже вообразить! Как и увеличение авторитета страны, «заработанное» при его помощи.

В независимой Украине эта функция хоть и в меньшей мере, но сохранилась. Леонид Кучма, например, здесь появлялся ненамного реже, чем на Банковой в Киеве. Следует отметить, что с пропагандистской точки зрения - небезуспешно. Особенно удачным было празднование 70-летия Артека в 1995 году. В России в это время как раз в самом разгаре была первая Чеченская война (воспринимаемая еще общественностью как чрезвычайное событие а не привычный конфликт). А здесь мирный Крым (что тоже воспринималось после «мешковщины», как большое достижение), яркий детский праздник - красота! Празднование имело еще одну подоплеку. После недавно ликвидированной «мешковщины» это был первое масштабное общеукраинское мероприятие на территории Крыма. Чего только стоило внесение на стадион огромного сине-желтого знамени. Помню как одна из «промешковских» бабушек недовольно вздохнула при этом: «Вот и всё, теперь мы точно под хохлами…». Позже очень красивым и резонансным жестом было приглашение в Артек на отдых бесланских школьников.

А вот попытки повторить это же при «новой власти» оба раза, с точки зрения рекламно-пропагандистского эффекта окончились почти безрезультатно. Так, несмотря на широкую рекламу и приглашение именитых звезд празднование 80-летия Артеке стало не столько детским праздником, на котором решили поприсутствовать высокие политики, сколько фоном для их неформального саммита. Что, кстати, даже при просмотре телерепортажей просто не могло не бросаться в глаза (о чем ниже). Соответственно, выпирающая из всех кадров фальшь и натянутость мероприятия, неприкрытое желание нового артековского и ДУСовского руководства пониже «прогнуться», не могла не бросить свой негативный отблеск на происходящее. И это при том, что это был приезд, наверное, самого демократического лидера страны за всю историю Артека.

Почти незаметным прошло и потенциально резонансное приглашение Президентом отдохнуть в Артеке детей из замерзающего Алчевска.

Последнее, как ничто другое еще раз высветило полный непрофессионализм нынешнего руководства лагеря. Сначала вдруг оказалось, что хотя уже февраль во дворе, но разрешительные документы на пассажирские перевозки в так и не продлены на 2006 год. Не смотря на наличие целого парка комфортабельных автобусов пришлось лихорадочно искать транспорт чтобы доставить полторы тысячи детей из Симферополя в Артек. Артековские же автобусы так и не покинули пределы гаража. Отличилась и пресс-служба. Получить хоть какую вменяемую информацию о пребывании алчевских детей в Артеке было практически невозможно (это при громадном общественном интересе). Ее приходилось порой просто выбивать, задействовав рычаги …в Секретариате Президента! И это при том, что ранее артековская пресс-служба отличалась завидной оперативностью и профессионализмом. Но, как и в случае с автобазой, назначенная весной 2005 года генеральным директором МДЦ «Артек» Ольга Гузар вместо высококлассных специалистов предпочла иметь среди руководства служб «своих» людей. Понятно, что добиться результата от бывшей чиновницы, никогда ранее не работавшей в СМИ и почти не знающей Артека было непросто (напомним, в 1926 пропагандировать Артек было поручалось, как минимум Маяковскому). Когда же, наконец, к работе привлекли старых сотрудников пресс-службы, было поздно – общественный интерес к событию уже значительно угас.

Немаловажной функцией старого советского Артека было и «продуцирование» друзей СССР. Известно, что человек с наибольшей теплотой вспоминает самые яркие воспоминания детства. Уж чего-чего, а последнего в Артеке всегда хватало. Знания же об Союзе преподносились в легкой карнавально-игровой форме. Учитывая, что сейчас в летние смены порой более половины детей приезжает из России - казалось бы - непочатое поле деятельности. Вот бы где прививать подрастающим россиянам нормальное, а не высокомерно-имперское отношение к Украине. Тем более, что большинство ребят – представители среднего класса, и вскоре займут в России не последнее место.

Но, судя по тому, что происходило в 2005 году руководство лагеря озадачилось совсем противоположными целями. Сначала педагогам спустили директиву учить с детьми «речевки-кричалки» на украинском языке (новое руководство лагеря решило подсуетиться специально к приезду президента Ющенко). Замечу, что даже к приезду незабвенного Леонида Ильича Брежнева в Артеке «спецкричалок» не разучивали.

Увы не могу привести эти «перлы» рифмоплетства, к сожалению распечатку с текстами подлежащими разучиванию не сохранил. Скажу лишь, что даже для меня, носителя языка, разучить подобное стоило бы усилий. Что уж говорить о юных россиянах, тем более, когда это делается в приказном порядке. Понятно, что, кроме отторжения, это ничего не вызвало. И, естественно, не прибавило любви к Украине.

Но полный «апофеоз апофигея» случился, во время самого шоу, на котором присутствовал Виктор Ющенко сотоварищи и примкнувшим к ним «пятым элементом». Шоу предшествовали «репетиции стояния». Вместо того чтобы купаться в море или играть дети репетировали как правильно… стоять. Для чего? Это стало понятно после, когда одетые в синенькие и желтенькие маечки и выстроенные в огромное каре артековцы образовали громадный, на все поле стадиона, флаг Украины.

Я патриот своей страны. Мне нравится наш флаг. Более того, впервые за всю историю Артека еще 25 августа 1991 года, на следующий день после провозглашения Независимости, я собственноручно поднял сине-желтый флаг на мачте «Янтарного» лагеря… Но половина присутствующих детей была из России. Честно говоря, я бы очень не хотел, чтобы мои дети, поехав, скажем в российский «Орленок», изображали триколор.

Может, это и радовало глаз высоким гостям, но в итоге, вместо того чтобы сидеть на удобных сиденьях недавно отреконструированного стадиона, дети были вынуждены несколько часов простоять на поле. В том числе и самые маленькие - 8-9 лет.

Опустим, что во всех отношениях это противоречило ВСЕМ педагогическим традициям и нормам старого Артека, где во главу угла ставился именно ребенок и его интересы, опустим, что детей превратили в безликую толпу. Но зададимся вопросом, что чувствовали неукраинские дети, когда их вынудили изображать флаг иностранного для них государства? И насколько это повысило в их глазах имидж Украины? И как долго они пронесут эту обиду в сердце?

Добавлю, что позже вожатые мне рассказывали, что многие россияне сначала наотрез отказывались принимать участие в подобном «веселье», а согласились только потому, чтобы у их педагогов потом не было неприятностей… Кстати, знает ли об этом гендиректор лагеря Ольга Гузар?

Ныне можно констатировать, что практически ни одна и сверхзадач которые ранее возлагались на Артек не выполняется. Немногочисленные «спецсмены» проходящие на базе одного из 10 артековских лагерей погоды не делают. Сегодня Артек превратился фактически в место летнего «оттяга» «золотой молодежи» (дети по льготным, бюджетным путевкам в основной массе приезжают весной и осенью). Со всеми вытекающими. Педагогам приходится уже не столько работать с «детьми», сколько быть надсмотрщиками – абы те не упились до тяжелого алкогольного отравления, или не увеличили в кустах численность отряда. Конечно, можно смириться, мол «оттягиваются» эти недоросли за счет пап и мам, и даже кой-какие поступления в бюджет от этого «капают». Если не одно «но».

На территории Артека можно разместить полтора княжества Монако. При этом - это один из лучших и красивейших участков крымского Южнобережья. Но финансовая прибыль от всего этого богатства мизерна. Например, налог на землю составляет всего чуть более миллиона гривен. Да и налоговые поступления, учитывая льготы для детских учреждений, - не очень. Фактически ради того, чтобы несколько тысяч, тинейжеров из довольно небедных семей (при этом в силу ряда причин – преимущественно из России) могли летом «круто зависнуть», Украина терпит значительные финансовые убытки, потенциально теряя многомиллионные прибыли, которые могли бы быть если бы в этом месте создать банальный курорт с гостиницами, барами, ресторанами, казино, борделями и прочими курортными прелестями. В итоге де-факто простые украинские граждане косвенно финансируют «оттяг» пресыщенных «мажоров» от которого ни Украине, ни обществу никакой пользы нет. И все это выглядит, как важная «дэржавная справа», ибо происходит все под «патронатом» ДУСи (которой, собственно и пренадлежит Артек) и постоянным вмешательством ДУСовских чиновников в происходящее в лагере.

Содержать Артек как детский лагерь, и вкладывать в него средства (под этим подразумевается как прямое финансирование, так и сознательная потеря огромной потенциальной прибыли) имеет смысл только в одном случае, если это вложение в будущее страны, ее авторитет. Артек должен опять превратиться в своеобразный «питомник элиты». В отношении детей, это слово почему-то считается зазорным. Но ведь чтобы получить хороший урожай, нужно посеять именно элитные зерна. Нужно вернуться к практике, что поездку в Артек ребенок должен заслужить.

Еще во времена президентства Кучмы Артек, генеральным директором которого на то время был Михаил Сидоренко, пытался решить эту проблему. Коллективом лагеря была подготовлена долгосрочная программа его дальнейшего развития. К сожалению, эта программа, не смотря на всю любовь Леонида Даниловича к Артеку, так и умерла в кабинетах чиновников. В ней были идеи, воплощение которых дало бы новый толчок развитию Артека, изменило бы его в первую очередь внутренне, ибо в Артек едут не потому, что там море (на море расположены тысячи детских здравниц) и новые корпуса, а потому, что уникальность артековских программ развития, воспитания, обучения и так далее, то бишь качество так называемого «артековского продукта».

Следует также смириться с тем, что собственно для Украины содержать настоящий Артек (а не то, что мы имеем сейчас с одноименным названием) довольно проблематично. Нужно заключить соглашение о совместном использовании с другими странами. Для начала хотя бы с Россией и другими соседями. От этого польза двойная - во многом это поможет в будущем нашим элитам строить нормальные отношения. Замечу, что и сегодня для многих артековцев слово «Артек» является своеобразным паролем при встрече или знакомстве, помогающем почти сразу установить более тесный контакт.

Кроме того, сейчас много говорится о поднятии международного имиджа Украины. Создаются и щедро финансируются целые программы. Но, как говорилось выше, самый эффективный способ сделать это - путь через детские сердца. Например, несколько лет назад под руководством Госдепа была осуществлена целая программа по поднятию престижа Америки, в рамке которой тысячи детей со всего мира были приглашены в США. Используя же потенциал Артека подобное можно сделать с куда меньшими затратами.

Артек должен финансироваться так, чтобы продавать по коммерческим ценам только часть путевок, от силы треть (сейчас пропорция полностью противоположная). Такое количество Артек легко сумеет «переварить» с пользой для последних, как это делалось ранее с номенклатурными отпрысками. Пока же мы теряем Чудо. А Чудо - штука хрупкая. И так восемьдесят лет продержалось. И его может у нас больше не быть.

И еще, в последнее время меня мучает одно страшное подозрение, которое я стараюсь всячески отгонять. Дело в том, что когда стало понятно, что третьего срока Кучмы не будет, многие представители старой власти начали лихорадочно смотреть, что бы еще «прихватизировать». Понятно, что такой вкусный кусок южнобережной территории не мог остаться незамеченным. В конце 2002 года тогдашнее руководитель ДУС неожидано поменял все руководство лагеря. Вскоре началась афера под названием «реконструкция Артека». План был прост - под «реконструкцию» набрать побольше неподъемных кредитов, обанкротить лагерь, и по бросовой цене стать владельцами «полтора княжества Монако». А заодно и детские корпуса в гостиницы перестроить, чтобы позже не сильно тратится (нужно только вывеску поменять).

Но ангелы-хранители наверное хранили Лагерь, и по ряду причин эта схема сорвалась но долги никуда не исчезли. Они по прежнему дамокловым мечем нависают над Артеком. Не потому ли и происходит целенаправленная деградация внутреннего содержания Артека, чтоб после этот меч опустить? Мол, смотрите, разве стоит ЭТО убожество сохранять? А вину, естественно списать на «антинародный режим». Впрочем, будем надеяться, что это только плод воображения и пришедшие к руководству этой печально знаменитой структуры люди, все же ничего подобного не замышляют, а происходяшее всего лишь результат банальной некомпетентности, или незнания.

Дмитрий Полюхович, редактор интернет-проекта «Артековец», специально для «Обоза»